Апгрейдер дорожной техники

24 января 2024 Коммерсант - Бизнес
14

Продажи дорожно-строительной техники российского производства в 2023 году увеличились на 15% и составили 84 млрд. руб. По оценкам экспертов, в натуральном измерении объем рынка составил 80 тыс. единиц, прирост – 50%. 

Объемы производства отечественной спецтехники демонстрируют положительную динамику с 2022 года, прирост показателя 2023 года к предыдущему составил 19%. В денежном выражении объем производства в прошлом году оценивается до 90 млрд руб.

Отметим, что рынок дорожно-строительной техники в прошлом году наполнился техникой из Китая. Суммарный прирост объемов импорта составил 58% и оценивается на сумму свыше 440 млрд руб. Ввиду «агрессивного импорта» доля «Росспецмаша» на рынке снизилась с 22% в 2022 году до 16% в 2023 году.

В 2023 году в нашу страну импортировались средние колесные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, средние гидравлические экскаваторы и мини-погрузчики с бортовым поворотом. Как наиболее востребованные марки «Газпромбанк Лизинг» отметили китайские бренды LGCE, LiuGong, XCMG, Lonking, Sany, Zoomlion, Lovol и Shantui.

«Росспецмаш» отмечают, что доля импорта в автогрейдерах, экскаваторах, дорожных катках, фронтальных погрузчиках, асфальтосмесительных установках была в диапазоне 65% - 94%. В первом полугодии 2023 года объемы импорта стремительно росли, комментируют UMG, во втором полугодии прослеживалось замедление, а под конец года у многих импортеров образовались большие остатки техники. 

В 2024 году аналитики и участники рынка ожидают снижение объемов импорта ввиду роста числа отечественных производителей и снижения курса рубля. 

«Росспецмаш» отмечают, что для развития отрасли необходимы «равные условия конкуренции с иностранными игроками» - контроль сертификации и поэтапное введение утилизационного сбора «в отношении продукции, отечественные производители которой возьмут на себя обязательства по достижению государственных целевых показателей».

По мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, в текущем году рынок спецтехники стабилизируется, темпы роста снизятся из-за торможения рынка жилой недвижимости и стоимости финансирования. По словам главы ГК «ВТБ Лизинг» Антона Мусатова спрос на дорожно-строительную технику зависит от денежно-кредитной политики: «Если ключевая ставка останется на текущем уровне или вырастет, то лизинг в этом сегменте может показать небольшой прирост (до 5% в штуках и до 10–15% по новому бизнесу)».

Оба эксперта отмечают, что стимулировать рынок ДСТ могут «программы развития нацпроектов и субсидирования, строительство инфраструктурных объектов и федеральных трасс».